В еврейской литературе имя Адриана часто сопровождается проклятием "Да сгниют его кости! Причина столь сильной ненависти евреев к императору, может быть, кроется не только в том, что он подавил их последнюю попытку обрести политическую независимость, но скорее в его попытке полностью подавить иудаизм в последние годы правления, в период называемый еврейскими источниками "эпохой опасностей преследований".
По еврейскому преданию, именно в этот период действовали указы "империи зла", запрещающие обрезание, соблюдение субботы, посвящение мудрецов в религиозный сан и изучение Закона. Кара за непослушание была столь серьезной, что группа раввинов на тайной встрече (по-видимому, Синедрион в то время не заседал) приняла решение о том, что если еврею грозили муки, то ему разрешалось нарушить любой закон за исключением запретов идолопоклонства, инцеста, прелюбодеяния и убийства.
Некоторые мудрецы, спасаясь, вынуждены были скрываться и покидать родину. Так, рабби Шимон бар Иохай вместе с сыном несколько лет прятался в пещере, чтобы избежать наказания за свое враждебное отношение к римлянам. Вместе с тем, были и такие, которые предпочли мучения любому компромиссу.
Рабби Акива, арестованный за изучение Закона, был замучен до смерти и скончался с запретной молитвой "Шма Исраэль" на устах (молитвой, которая начинается словами: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш - Господь один").
Рабби Иегуда бен Бава приказал нескольким ученикам Акивы учить Закону до последнего дыхания, за что и был казнен.
Вновь посвященные мудрецы в тот период были вынуждены бежать из страны. Предания о гонениях в эпоху Адриана столь глубоко укоренились в еврейской литературе, что их трудно считать полностью вымышленными. Вполне возможно, что в дополнение к превращению Иерусалима в римский город Адриан активно пытался эллинизировать сам еврейский народ, который на его монетах символически изображался в греческом обличье. Именно с этой целью он не поощрял (а зачастую и запрещал) различные еврейские обряды, надеясь таким образом подорвать национальные чувства евреев и свести к минимуму возможность возникновения политических волнений.
Однако мы предполагаем более вероятным, что все эти предания о гонениях на евреев - это не более, чем раздувание самими евреями темы о предвоенном запрете обрезания, - запрете, который остался в силе и после войны, явившись частью назначенного евреям наказания. Мы предполагаем, что запрет этого важнейшего еврейского обряда вполне мог истолковываться в еврейских сказаниях как запрещение иудаизма в целом. И в самом деле, фигурирующие в еврейских преданиях даты (хотя они и достаточно расплывчаты) позволяют предположить, что запрет обрезания имел место и до войны, когда все остальные обряды иудаизма никто не собирался запрещать. Но после восстания ситуация стала несколько иной. Надежды евреев на возрождение храмовой службы потерпели окончательный крах в связи с осквернением места Храма, а потому евреи убедили себя в том, что римляне питают ненависть к иудаизму.
Патриарх раббан Гамлиэль II был приговорен римлянами к смерти в самом начале восстания, и никто не пришел ему на смену. Таким образом, евреи лишились своего духовного и политического лидера. В связи с естественной послевоенной депрессией и опасениями евреев по поводу возможного усиления репрессивных мер римских властей, активные действия римлян по восстановлению порядка могли быть истолкованы евреями как враждебные акты. Под влиянием этих факторов у евреев могло также сложиться впечатление, будто мудрецы, отказывающиеся следовать начертанной Римом линии и, естественно, казненные за нарушение римских законов, являлись невинными мучениками веры, и что специально для них были изобретены леденящие душу пытки и мучения.
Но даже если учесть все эти преувеличения и искажения действительного положения вещей, в еврейских преданиях все же есть некоторая доля истины. Сильная ненависть, испытываемая евреями к Адриану (она была гораздо острее их отрицательных чувств к Титу), говорит о том, что после восстания евреи все же были угнетаемым народом, т.е. обычная для римлян политика покровительства претерпела некоторые изменения. Однако, со смертью Адриана все постепенно вернулось на круги своя.
После разрушения Второго Храма римляне проводили политику духовного порабощения покоренных ими народов. Были введены законы запрещающие евреям изучать Тору и соблюдать некоторые основополагающие заповеди. Несмотря на запреты, еврейская духовная жизнь и передача знаний продолжалась. Преследованиям со стороны римлян подвергались прежде всего мудрецы — учителя еврейского народа.
Десять казнённых римлянами мудрецов — группа из десяти выдающихся еврейских мудрецов, которые были казнены с особой жестокостью римскими властями в период после разрушения Второго Храма за изучение Торы и соблюдение её заповедей.
Десять казнённых мудрецов являются для евреев символом стойкости и готовности к самопожертвованию.
Описание вынесения приговора и приведение его в исполнение содержится впиюте «Этих вспомню я». Это поэтическое произведение включено в молитву «Мусаф» Йом-Кипура в общинах восточноевропейского еврейства и в молитвенный плач Девятого ава в общинах евреев-сефардов.
Предание
Согласно преданию, как-то раз римский император Адриан решил прочитать Пятикнижие. Когда он дошёл до слов: «И тот, кто похитит человека и продаст его… смерти предан будет» ( Шмот ) то вспомнил, что ранее ( Берешит) рассказывалось о том, как десять сыновей Якова продали своего брата Йосефа и не были наказаны за это.
Несмотря на то, что потомки не могут быть наказаны за своих предков, и несмотря на то, что с момента продажи прошло к тому времени уже около двух тысяч лет, император решил, что десять еврейских мудрецов должны искупить это старинное преступление.
Среди осуждённых на гибель мудрецов был первосвященник Иерусалимского Храма рабби Ишмаэль бен Элиша, который умел произносить непроизносимое имя Всевышнего (Тетраграмматон). По просьбе своих товарищей он воспользовался этим именем и поднялся в духовные миры, где ему сообщили, что мученическая смерть десяти мудрецов предопределена свыше.
Рабби Йеуда бен Бава — один из величайших мудрецов ешивы в Явнэ, про которого сказано, что «все поступки совершались им во имя Небес». Он продолжил обучать Торе и давать смиху (посвящать учеников, присуждая им звание раввина), несмотря на запрет императора Адриана. Римляне объявили, что будут казнены и тот, кто дает смиху, и тот, кто посвящается в раввины, а город, в котором произойдет посвящение, будет разрушен. "И тогда р. Йеуда бен Бава, посвятил в раввины пятерых учеников между двумя городами, Уша и Шфарам, Когда римляне их обнаружили, р. Йеуда бен Бава приказал ученикам бежать.
Римляне казнили его на этом месте, «вонзив в него 300 железных пик». Он погиб в возрасте 70 лет.
Рабби Йеуда бен Бава — должен был быть казнен перед наступлением Субботы. Он просил палачей немного подождать, чтобы успеть выполнить при жизни еще одну заповедь Б-га - освятить наступающую Субботу. Его жизнь оборвалась, когда он произносил последние слова молитвы.
Йегуда бен Бава жил в городе Уше . После смерти раби Акивы он продолжил занятия с учениками раби . Один из множества указов римского императора запрещал назначать новых раввинов. Тот, кто назначит раввина, будет казнен вместе с ним, а город, где это произойдет, будет разрушен. Но раби Йегуда бен Бава не боялся римских законов. Он созвал своих учеников и сказал им:
— Дети мои, многих учителей закона убили, погиб и раби Акива. Я уже стар, мне восемьдесят лет и я скоро последую за ними. Пришло время вам занять наши места. Я должен посвятить вас в раввины, чтобы вы могли продолжать наше святое дело.
Он выбрал пятерых лучших учеников, и они договорились встретиться в пещере, далеко за городом. Там раби Йегуда бен Бава поспешно провел церемонию посвящения в раввины и они были уже готовы разойтись. В это время прибежал их дозорный и сообщил, что в их направлении движется отряд римских солдат. Было ясно, что римляне проведали об их убежище.
- Бегите, дети мои! - сказал им раби Йегуда бен Бава. — Вы обязаны спастись, ибо без вас некому будет обучать евреев Торе.
- Ты должен бежать вместе с нами, - потребовали ученики.
Но раби Йегуда бен Бава отказался:
- Я отвлеку внимание римлян, пока вы не скроетесь. Я встану на их пути и когда они заметят меня, побегу в противоположную сторону. А теперь, во имя Торы, бегите и да благословит вас Б-г!
Ученики повиновались его приказу. Когда римляне обнаружили, что их провели, они в ярости выпустили в раби Йегуду бен Баву триста стрел.
"Что было бы, если бы ученикам раби Йегуды бен Бавы не удалось скрыться? Ведь они единственные знали все законы Торы, которые перешли от раби Акивы к раби Йегуде бен Баве. Если бы они погибли, эти законы были бы забыты". Йегуда гаНаси решил, что пока еще есть знатоки, помнящие эти законы, нужно записать их. Тогда они сохранятся, даже если вновь наступят подобные страшные времена.
История раби Йегуды бен Бавы такова.
Однажды римляне издали указ, запрещавший мудрецам присваивать своим ученикам звание "раби" - учителя. В ту пору звание учителя давало право судить и налагать наказания. Обычно звание учителя давал мудрец - как правило, глава академии, - своим лучшим ученикам.
Новый закон гласил, что мудрец, пойманный с поличным во время присвоения звания учителя своим ученикам, будет приговорен к смерти вместе с теми, кто это звание получал. Город, где это произошло, должен быть разрушен, а земля на милю в округе - распахана.
Раби Йегуда бен Бава решил провести обряд присвоения звания учителя в таком месте, где город не мог пострадать от этого: на равном расстоянии, большем, нежели миля, от двух разных городов, в узком ущелье меж двух гор.
Он выбрал местность между Ушей и Шфарамом, чтобы римляне не знали, который из городов разрушать.
Там он присвоил звание учителя пяти мудрецам: раби Меиру, раби Йегуде бар Илаю, раби Шимону бар Йохаю, раби Йоси бар Халафте и раби Эльазару бен Шамуа.
Римляне узнали об этом и послали солдат, чтобы убить мудрецов. Раби Йегуда бен Бава сказал своим ученикам:
- Бегите, дети мои!
- Но что же будет с тобою, учитель?
- Я встану перед ними, как неподвижный утес.
И раби Йегуда бен Бава загородил собою узкий проход в горах, чтобы римляне не могли пройти. Пытаясь сдвинуть его с места, римляне триста раз пронзили его тело мечом.
Там он присвоил звание учителя пяти мудрецам: раби Меиру, раби Йегуде бар Илаю, раби Шимону бар Йохаю, раби Йоси бар Халафте и раби Эльазару бен Шамуа.
Римляне узнали об этом и послали солдат, чтобы убить мудрецов. Раби Йегуда бен Бава сказал своим ученикам:
- Бегите, дети мои!
- Но что же будет с тобою, учитель?
- Я встану перед ними, как неподвижный утес.
И раби Йегуда бен Бава загородил собою узкий проход в горах, чтобы римляне не могли пройти. Пытаясь сдвинуть его с места, римляне триста раз пронзили его тело мечом.
Раби Йегуде было тогда семьдесят лет, и весь тот день от постился.
Однако столь крепка была его вера, что целый отряд римских солдат не смог сдвинуть с места семидесятилетнего старца!
ДЕСЯТЬ МУЧЕНИКОВ
В Тиша беав мы читаем элегию, которая повествует о десяти мучениках, которые
погибли от рук римлян, освятив имя Всевышнего.
Предание гласит, что души этих мудрецов были душами сынов Яакова, которые продали в рабство своего брата Йосефа.
Ни одно преступление не остается без наказания, и Б-г ничего не упускает из виду. Все записывается в книгу, и долг востребуется тогда, когда Всевышний того пожелает.
Согласно другому преданию, десять величайших мудрецов были наказаны за то, что Йосеф понапрасну пролил десять капель семени.
Йосефу было предназначено породить двенадцать колен, как и его отцу. Но из-за того, что он понапрасну пролил десять капель семени, он родил лишь двух сыновей - Менаше и Эфраима.
Как-то раз пришло известие, что Лупин повелел схватить четырех мудрецов - раби Шимона бен Гамлиэля, раби Ишмаэля бен Элишу, первосвященника, раби Эльазара бен Даму и раби Йегуду бен Баву.
208.000 знатоков Торы были взяты заложниками за этих четырех мудрецов. Если бы четыре мудреца не пришли к Лупину, за каждого из них были бы убиты 52.000 человек.
Когда раби Нехунья бен Акана узнал об этом жестоком указе, он повелел первосвященнику раби Ишмаэлю вознестись на небеса, чтобы удостовериться, действительно ли таково желание Всевышнего.
Тот выяснил, что вышел указ отдать десять мудрецов ангелу зла Самаэлю, чтобы тот отплатил мудрецам за продажу Йосефа в рабство. Вернувшись, раби Ишмаэль рассказал об этом остальным мудрецам, и они приняли это решение с радостью, ибо такова была воля Всевышнего.
Каждый день в утренней молитве мы произносим слова: "Г-сподь - Б-г возмездия! Б-г возмездия яви Себя!". Произнося эти слова, мы должны помнить, что молим Б-га отомстить за кровь десяти мучеников.
Еврею, казненному по распоряжению вражеской власти, уготована доля в Грядущем Мире
У Г-спода есть алая мантия, окрашенная кровью таких мучеников. На этой мантии изображен каждый из них и записано его имя.
И Всевышний отомстит за их кровь в день Великого Суда.
Талмуд говорит, что однажды дочь римского императора Траяна была найдена убитой, и, по слухам, виноваты в этом были евреи. Траян приказал уничтожить всех евреев. Тогда два брата, Папус и Лулиан из Лаодикеи, решили "сознаться" в убийстве императорской дочери, хотя были совершенно невиновны. Они сказали друг другу: "Лучше нам погибнуть, зато народ наш уцелеет". Придя к римлянам, они "сознались" в убийстве и были тотчас преданы смерти.
Талмуд говорит, что место этих братьев в раю столь высоко, что даже величайшим праведникам не дозволено входить туда.
Есть предание, что на самом деле ни один из этих десяти мучеников не был убит римлянами. Они терпели муки до последнего мгновения, но под конец были чудесным образом преображены в одного из своих палачей: тела остались прежними, но души поменялись местами.
Это предание напоминает историю праотца нашего Ицхака, вместо которого в последний миг был принесен в жертву ягненок. Поскольку нож уже коснулся горла Ицхака и он испытал все муки от сознания того, что смерть его близка, считается, что он словно в самом деле был принесен в жертву.
То же самое относится и к десяти мученикам. Поскольку они были брошены в темницу, приговорены к смертной казни и подверглись мучениям от рук палачей, можно считать, что эти люди и в самом деле были убиты злодеями, и Всевышний простил им их грехи. Они были совершенно готовы умереть, освятив имя Б-га.
Каждый день, произнося "Шма", мы подтверждаем свою готовность умереть во имя Г-спода.
И Г-сподь зачтет нам эти благие помыслы за деяния.
ЙЕЃУДА БАР ИЛАЙ— один из выдающихся иудейских законоучителей, танна. Род. в г. Уша, учился вначале у своего отца — ученика рабби Элиэзера бен Гиркана. Затем, будучи еще мальчиком, отправился в Лод, где учился у рабби Тарфона. Й. Б. И. стал одним из пяти последних учеников рабби Акивы, за посвящение которых в раввины в период гонений римского императора Адриана поплатился жизнью рабби Йеѓуда бен Бава. После отмены при Антонине Пии (138—161) эдикта Адриана, Й. Б. И. сыграл ведущую роль в возрождении легальной деятельности законоучителей и открыл их собрание в Уше, на котором был восстановлен Синедрион, а затем в Явне. В Талмуд включено более 3 тысяч галахических и аггадических высказываний Й. Б. И.. Законоучителей его времени Талмуд называет "поколение рабби Й. Б. И.", а его самого — просто рабби Йеѓуда. Особое благочестие Й. Б. И. отражено в постановлении Талмуда о том, что под выражением "и случилось, что некий благочестивый человек" подразумевается Йеѓуда бен Бава или Й. Б. И. Самым известным учеником Й. Б. И. был рабби Йеѓуда ѓа-Наси.
Р. ИУДА БЕН БАВА
Про р. Йегуду бен Бава рассказывают, что с восемнадцати до восьмидесяти лет своей жизни он не знавал сна, довольствуясь, как это наблюдается у лошади, легкой и кратковременной дремотой. День и ночь он отдавал ученью.
Однажды вышел указ, запрещающий выдавать семиху , под страхом смерти как выдающего, так и получающего ее. Кроме того, указом налагалась строгая ответственность на весь город и на окрестные местности, в пределах которых нарушено будет это запрещение.
Поразмыслив над этим, р. Йегуда прибегнул к такому исходу: приглядел он место в горах, лежащее между двумя городами с их округами и на полпути между Ушой и Ципорией. Там приютился он с пятью учениками: р. Меиром, р. Иудою, р. Шимоном, р. Иосе и р. Элазаром бен Шаммуа, чтобы подготовить их к семихе.
Когда убежище их было открыто, говорил им р. Йегуда:
— Дети мои, скорей бегите отсюда.
— Учитель, что же с тобой будет? — возражают ученики.
— Обо мне не тревожьтесь: я останусь здесь подобно скале, которой не сдвинуть с места.
Предание гласит, что когда явились римляне, р. Йегуда оставался на своем месте, и триста дротиков, пущенных в него римлянами, изрешитали все тело его.
Так вел себя и рабби Йеѓуда бен Бава, который пожертвовал жизнью, лишь бы не прервалась цепочка, и у будущих поколений были достойные учителя. Он передал полномочия раввинов пяти мудрецам [ранее это делалось путем рукоположения учителя на голову ученика, и передавалось по цепочке поколений, начиная от Моше, который наложил руки на голову Йеѓошуа бин Нуна (Бемидбар, 27)]. "Заметили их враги, сказал им (р.Йеѓуда бен Бава ученикам): дети мои, бегите! Сказали ему: учитель, а что будет с тобой? Сказал им: я лежу пред ними как камень, который невозможно откатить. Рассказывают, что не отходили оттуда, пока не вонзились в него 300 железных дротиков" (Санѓедрин, 14а).
ДЕСЯТЬ МУЧЕНИКОВ
В Тиша беав мы читаем элегию, которая повествует о десяти мучениках, которые
погибли от рук римлян, освятив имя Всевышнего.Предание гласит, что души этих мудрецов были душами сынов Яакова, которые продали в рабство своего брата Йосефа.
Ни одно преступление не остается без наказания, и Б-г ничего не упускает из виду. Все записывается в книгу, и долг востребуется тогда, когда Всевышний того пожелает.
Согласно другому преданию, десять величайших мудрецов были наказаны за то, что Йосеф понапрасну пролил десять капель семени.
Йосефу было предназначено породить двенадцать колен, как и его отцу. Но из-за того, что он понапрасну пролил десять капель семени, он родил лишь двух сыновей - Менаше и Эфраима.
Зоѓар:
"Желал Бог сотворить Шета (сына Адама), чтобы имя его было Шит - но улетела буква йуд от Шета (имя Шет составлено из двух букв, без йуд посередине), являющаяся точкой Эвен штия (букв. камня основы), на которой основан мир. В этой букве йуд согрешил Йосеф, была вброшена капля, являющейся йуд (с числовым значением буквы 10) среди 10 пальцев, и разделилась на 10 искр. И куда вброшены? - в 10 мудрецов убитых Римом. Сказал ему: а я слышал, что 10 мудрецов убитых Римом были сыновьями Яакова. Сказал ему: не дай Бог, просто были с их ликами. Сказал ему: а кто послужил причиной, что вброшены там? И (Йосеф) вонзил ногти в землю, и отбросил себя, однако не впрыснул их в эту развратницу (домогавшуюся его жену Потифара). А он (Йосеф) получил свое наказание посредством этих 10 убитых Римом, ибо от него должны были выйти 10 колен, и потому 10 мудрецов убитых Римом, они как 10 колен, которым суждено было выйти от него, и их засчитывают мудрецы в качестве 10 сыновей Яакова"
Другой причиной гибели десяти мудрецов было то, что братья Йосефа мучили его
десятью способами: натравливали на него собак с намерением его убить,связали его голым, бросили его в яму, продали его ишмаэльтянам, а ишмаэльтяне продали его мидьянитянам, а мидьянитяне продали его в рабство купцам, а те по дороге избивали его, он был продан вторично в Египет, его преследовала жена Потифара,. Потифар бросил его в темницу, где он провел 12 лет.Как-то раз пришло известие, что Лупин повелел схватить четырех мудрецов - раби Шимона бен Гамлиэля, раби Ишмаэля бен Элишу, первосвященника, раби Эльазара бен Даму и раби Йегуду бен Баву.
208.000 знатоков Торы были взяты заложниками за этих четырех мудрецов. Если бы четыре мудреца не пришли к Лупину, за каждого из них были бы убиты 52.000 человек.
Когда раби Нехунья бен Акана узнал об этом жестоком указе, он повелел первосвященнику раби Ишмаэлю вознестись на небеса, чтобы удостовериться, действительно ли таково желание Всевышнего.
Тот выяснил, что вышел указ отдать десять мудрецов ангелу зла Самаэлю, чтобы тот отплатил мудрецам за продажу Йосефа в рабство. Вернувшись, раби Ишмаэль рассказал об этом остальным мудрецам, и они приняли это решение с радостью, ибо такова была воля Всевышнего.
Каждый день в утренней молитве мы произносим слова: "Г-сподь - Б-г возмездия! Б-г возмездия яви Себя!". Произнося эти слова, мы должны помнить, что молим Б-га отомстить за кровь десяти мучеников.
Еврею, казненному по распоряжению вражеской власти, уготована доля в Грядущем Мире
У Г-спода есть алая мантия, окрашенная кровью таких мучеников. На этой мантии изображен каждый из них и записано его имя.
И Всевышний отомстит за их кровь в день Великого Суда.
Талмуд говорит, что однажды дочь римского императора Траяна была найдена убитой, и, по слухам, виноваты в этом были евреи. Траян приказал уничтожить всех евреев. Тогда два брата, Папус и Лулиан из Лаодикеи, решили "сознаться" в убийстве императорской дочери, хотя были совершенно невиновны. Они сказали друг другу: "Лучше нам погибнуть, зато народ наш уцелеет". Придя к римлянам, они "сознались" в убийстве и были тотчас преданы смерти.
Талмуд говорит, что место этих братьев в раю столь высоко, что даже величайшим праведникам не дозволено входить туда.
Есть предание, что на самом деле ни один из этих десяти мучеников не был убит римлянами. Они терпели муки до последнего мгновения, но под конец были чудесным образом преображены в одного из своих палачей: тела остались прежними, но души поменялись местами.
Это предание напоминает историю праотца нашего Ицхака, вместо которого в последний миг был принесен в жертву ягненок. Поскольку нож уже коснулся горла Ицхака и он испытал все муки от сознания того, что смерть его близка, считается, что он словно в самом деле был принесен в жертву.
То же самое относится и к десяти мученикам. Поскольку они были брошены в темницу, приговорены к смертной казни и подверглись мучениям от рук палачей, можно считать, что эти люди и в самом деле были убиты злодеями, и Всевышний простил им их грехи. Они были совершенно готовы умереть, освятив имя Б-га.
Каждый день, произнося "Шма", мы подтверждаем свою готовность умереть во имя Г-спода.
И Г-сподь зачтет нам эти благие помыслы за деяния.
ЙЕЃУДА БАР ИЛАЙ— один из выдающихся иудейских законоучителей, танна. Род. в г. Уша, учился вначале у своего отца — ученика рабби Элиэзера бен Гиркана. Затем, будучи еще мальчиком, отправился в Лод, где учился у рабби Тарфона. Й. Б. И. стал одним из пяти последних учеников рабби Акивы, за посвящение которых в раввины в период гонений римского императора Адриана поплатился жизнью рабби Йеѓуда бен Бава. После отмены при Антонине Пии (138—161) эдикта Адриана, Й. Б. И. сыграл ведущую роль в возрождении легальной деятельности законоучителей и открыл их собрание в Уше, на котором был восстановлен Синедрион, а затем в Явне. В Талмуд включено более 3 тысяч галахических и аггадических высказываний Й. Б. И.. Законоучителей его времени Талмуд называет "поколение рабби Й. Б. И.", а его самого — просто рабби Йеѓуда. Особое благочестие Й. Б. И. отражено в постановлении Талмуда о том, что под выражением "и случилось, что некий благочестивый человек" подразумевается Йеѓуда бен Бава или Й. Б. И. Самым известным учеником Й. Б. И. был рабби Йеѓуда ѓа-Наси.
Про р. Йегуду бен Бава рассказывают, что с восемнадцати до восьмидесяти лет своей жизни он не знавал сна, довольствуясь, как это наблюдается у лошади, легкой и кратковременной дремотой. День и ночь он отдавал ученью.
Однажды вышел указ, запрещающий выдавать семиху , под страхом смерти как выдающего, так и получающего ее. Кроме того, указом налагалась строгая ответственность на весь город и на окрестные местности, в пределах которых нарушено будет это запрещение.
Поразмыслив над этим, р. Йегуда прибегнул к такому исходу: приглядел он место в горах, лежащее между двумя городами с их округами и на полпути между Ушой и Ципорией. Там приютился он с пятью учениками: р. Меиром, р. Иудою, р. Шимоном, р. Иосе и р. Элазаром бен Шаммуа, чтобы подготовить их к семихе.
Когда убежище их было открыто, говорил им р. Йегуда:
— Дети мои, скорей бегите отсюда.
— Учитель, что же с тобой будет? — возражают ученики.
— Обо мне не тревожьтесь: я останусь здесь подобно скале, которой не сдвинуть с места.
Предание гласит, что когда явились римляне, р. Йегуда оставался на своем месте, и триста дротиков, пущенных в него римлянами, изрешитали все тело его.
בתקופת השלטון הרומי חי במקום הרב יהודה בן בבא אשר הסמיך תלמידים לרבנות.
הרומאים הוציאו אותו להורג בשל כך בשנת 144.
קברו שוכן בעיר ומשמש אתר עלייה לרגל.
מאחר ושני הכפרים אושא ושפרעם ידוע מקומם ההיסטורי,
וביניהם בתחום שבת [כקילומטר] נמצאת המערה הידועה כיום כמקום קבורתו ונקראת בפי הערבים: מ'עארת בנאת יעקוב או מע'ארת אליהוד- אין ספק שהיא המערה אותה תיארו עולי הרגל.
בתוך המערה מצד ימין בנויה מצבה כמין איצטבא,
והמסורת מראה שם את קברו של ר' יהודה.
אולם בנוסף ישנם עוד חמשה כוכים [לפני שביטנו ויצרו מעין צורת כוכין בולטים] ולא שלשה כנזכר אצל עולה הרגל.
בסמוך למערה ישנו ערוץ נחל הנקרא 'ואדי אל-יהוד',
שם היו טובלים עולי הרגל טרם כניסתם למערה.המערה שופצה בשנת תשי"ז.
בשנת תרצ"ב מתאר זאב וילנאי כי בפתח המערה בנויה קשת אבנים,
ולפי דברי ערביי המקום על הפתח הזה בשנת תרפ"ב עוד היה בנוי חדר קטן על כיפה עגולה,וגם עץ אלון עתיק ימים גדל בצידו. העץ נעקר ע"י הרוח,
והבנין נחרב, אולם בעת ביקורו בשנת תרצ"ב שרידי יסודותיו עוד היו ניכרים.
בין אושה לבין שפרעם (מאחורינו שפרעם) עוברת דרך
ועל הדרך הזו במאה ה- 19 עוברים החוקרים של ה- F.E.P
ומוצאים כתובת ביוונית שהם מנסים לראות בה את כתובת תחום השבת של אושה.
כשהם באים פעם נוספת, הרועים בסביבה מראים להם עוד 20 כתובות כאלה, כנראה שזה מצא חן בעיני הרועים והם העתיקו את הכתובות.
תחום השבת חשוב לנו בגלל הסיפור של רבי יהודה בן-בבא.
מקום ההסמכה צריך להיות מקום גבוה בין שתי הערים, בין שני תחומי שבת. הרומאים קבעו שעיר שבתחום השבת שלה סומכים תיהרס
ולכן רבי יהודה בן בבא לא רוצה שיהרסו לא את שפרעם ולא את אושה
והוא לוקח את התלמידים לאחו וממסמיך אותם שם לרבנות.
הרומאים גילו זאת.
הוא אחד מעשרת הרוגי מלכות של אותה תקופה קשה.
מסביבנו גבעות הקירטון של אלונים - שפרעם, האזור כאן הוא אדמות רנדזינה - לא כל כך טובות להתיישבות, ולכן רוב ההתיישבות נמשכת לבקעות
ולכן החדירה הבדואית לכאן, זה מקום פנוי, אף אחד לא מתיישב בו.
שפרעם היא אחד מאותם ישובים שיושבים על השוליים בגבול מפרץ חיפה.
יש מגע בין הבדואים ליישובי הקבע. יש חיבור בין השניים.
על הטבלה מצד ימין רשום כל הסיפור.
מצוטט מהתלמוד.
למערה בהתחלה קראו מערת בנות יעקב וכל מיני שמות המוכרים באזור.
כשהגיע הועד למיפוי קברי הקדושים,
בין אושה לבין שפרעם הצטלצל להם רק אירוע אחד, הוא האירוע הזה.
אבל במשך שנים התנוססה כפה על פני הקבר
ועל הכפה היה כתוב קבר התנא רבי יהודה בן בבא, זכרו יגן עלינו אמן - זיע"א.
לא הייתה התנפלות המונית עד שהרבנות בקריית אתא החליטה שיהודים עולים לקברי צדיקים במקומות אחרים אז פתחו את המקום, סללו כביש, יש שולחנות, שטיחים.
יש יום הילולה, פתקים שאנשים מטמינים. אחת האבנים השואבות. האתר הזה פעיל.
Комментариев нет:
Отправить комментарий